Как мы сообщали, в Казахстане утвержден новый перечень лекарственных средств, подлежащих ценовому регулированию для оптовой и розничной реализации. Новый документ содержит перечень из более 7 тыс. лекарственных средств, зарегистрированных в Казахстане. Руководитель управления референтного ценообразования лекарственных средств и медицинских изделий НЦЭЛС и МИ, PhD Асель Жанатбекова рассказала о нововведениях и ценообразовании на рынке лекарств и медизделий.
- Асель Керимбековна, расскажите, какие препараты вошли в утвержденный перечень лекарств, подлежащих ценовому регулированию?
- На днях утвержден перечень лекарственных средств из 7230 позиций, подлежащих ценовому регулированию для оптовой и розничной реализации. Перечень сформирован на основе зарегистрированных лекарств с учетом лекарственной формы, дозировки, концентрации, объема по состоянию на 15 июля текущего года. В перечень включены рецептурные, безрецептурные лекарства, которые имеют не более трех торговых наименований в рамках одного международного непатентованного наименования и не более трех производителей торговых наименований лекарств в рамках одного международного непатентованного наименования. Также в перечень вошли безрецептурные лекарства, включенные в перечень лекарств и медизделий, закупаемых у единого дистрибьютора и для бесплатного и льготного амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями или состояниями. Документ был опубликован 9 декабря 2022 года и будет введен в действие через десять календарных дней.
- Асель Керимбековна, расскажите в целом о системе ценового регулирования в области обращения лекарственных средств в Казахстане.
- В нашей стране политику ценового регулирования определяет государство, основываясь на мировом опыте. Так же как в европейских странах у нас осуществляется внешнее референтное ценообразование, утверждаются оптовые и розничные наценки, а также наценки в рамках ГОБМП и системе ОСМС. Ценообразование — это механизм формирования цен на товары и услуги. Их реализация всегда дает эффект и в экономическом и социальном смысле. Лекарственные средства здесь не исключение: растет национальный доход, связанный с производством лекарств, повышаются показатели здоровья населения, а это в свою очередь влияет на экономическую активность казахстанцев и качество их жизни. Так, Министерство формирует и утверждает предельные цены и наценки на лекарственные средства и медицинские изделия в рамках ГОБМП и в системе ОСМС, разрабатывает и утверждает предельные цены на торговое наименование лекарств для розничной и оптовой реализации. Эта компетенция госоргана определена Кодексом «О здоровье народа и системе здравоохранения».
- Какие задачи были решены с введением данной системы?
- Основная цель регулирования цен на лекарства - недопущение необоснованного завышения цен, а также исключение значительного разброса и разницы цен на одно и то же лекарственное средство, как в регионах, так и между розничными аптеками независимо от волатильности курса тенге и сезонности. Ключевой задачей регулирования цен была экономическая доступность лекарственных препаратов, в том числе недопущение сезонных и региональных перепадов цен. С помощью регулирования удается сдерживать рост расходов населения на лекарства и смягчать социальную напряженность. Так, в 2020 году в реализацию поручения главы государства в части снижения цен на «антиковидные» препараты, в нормативные правовые акты внесены соответствующие поправки, это снизило цены на самые востребованные, а именно «антиковидные» лекарственные препараты. Вместе с тем, благодаря регулированию цен на лекарства, несмотря на резкое повышение спроса из-за сезонности продаж, а также ежегодной инфляции, цены на лекарства удается сдерживать на оптимальном уровне. Даже в случае повышения цены завода-производителя установление предельных цен на лекарства позволяет предотвратить необоснованное завышение розничных цен. Такой подход позволил удерживать на одном уровне расходы государства в сфере здравоохранение и осуществлять эффективное планирование госзатрат. За последние два года доля лекарств, предельные цены на которые оставались без изменений составила 70% от общего количества. Доля лекарств, по которым отмечено повышение цен за счет повышения цены производителем составила 15%. Оставшаяся часть - 15% лекарств демонстрировала снижение предельных цен.
- Какие инструменты предусмотрены для исключения необоснованного и искусственного завышения цен на лекарства?
- Это референтное ценообразование, основанное на сравнении цен производителя в других странах схожих по макроэкономическим показателям. Также учет контрактов с производителями и ввозных цен – инвойсов. Кроме того, учет расходов на оценку качества, таможенные расходы, транспортные расходы (в рамках ГОБМП и системе ОСМС данные расходы ограничены до 15%). Учитываются также расходы на маркетинг в размере до 30%, отмечу, что в рамках ГОБМП и ОСМС маркетинговые расходы исключены. Для увеличения и сохранения на рынке лекарств с низкой стоимостью используется регрессивная шкала наценок для оптовой (до 21%) и розничной реализации (до 55% в зависимости от цены лекарства), а также в рамках ГОБМП и в системе ОСМС (до 20%).
- Как система работает с представителями рынка, каким образом обеспечивается прозрачность процедуры?
- Для обеспечения открытости и прозрачности процедура регистрации цены автоматизирована. Она осуществляются посредством интернет-портала для подачи заявок в электронном виде по принципу «одного окна». Согласно правилам, подача заявок в электронном формате и сроки рассмотрения заявок прослеживаются через указанный портал со стороны заявителей. Эта площадка доступна только представителю компании, подтверждающему свои действия посредством электронной цифровой подписи, где фиксируется ход и история рассмотрения заявок. Он может отслеживать всю информацию о ходе исполнения заявления, статус заявки («на регистрации в Центре обслуживания заявителей», «на анализе», «на доработке у заявителя»). Это всё доступно заявителю в режиме онлайн. Таким образом, заявитель беспрепятственно может отследить сроки исполнения заявления, а также статус процесса.
- Каким образом НЦЭЛС проверяет информацию, которую предоставляет заявитель?
- Наши эксперты проводят анализ документов, предоставленных заявителем. При этом заявитель обеспечивает достоверность, полноту и содержание предоставленных документов в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан и Правилами. Информация по ввозным ценам на лекарства, указанным в документах заявителя, проверяется путем сравнения с данными портала Национального центра «Оценка безопасности и качества» - именно там собрана документация обо всей ввозимой и производимой в Казахстане фармацевтической продукции, в которую входят инвойс, накладная, счет-фактура, грузовая таможенная декларация. Однако бывает так, что во время анализа таможенных документов заявителя у эксперта возникают сомнения в их достоверности. Поэтому при процедуре оценки качества каждой ввозимой серии продукции, очень важно иметь доступ к документам, подтверждающим достоверность страны назначения и страны-производителя фармпродукции. Было бы хорошо иметь интеграцию с базами таможенных служб, поскольку таможенные документы конфиденциальны, их нельзя выкладывать в свободном доступе, как например, лицензии на портале «E-license». Согласно 4-му индикатору бенчмаркинга ВОЗ, а бенчмаркинг – это объективный инструмент, который определяет движение регуляторной системы по 8 разным направлениям, дистрибьютер обязан демонстрировать ввозные документы. Мы тоже к этому идем. Обсуждение интеграции порталов экспертной организации и Комитета госдоходов начато еще в 2020 году.
-Какие ожидаются изменения в области ценового регулирования лекарств?
- Для совершенствования системы ценообразования в законодательство внесены поправки, которые предполагают дерегулирование цен на лекарственные средства в оптовом и розничном сегменте. Этот вопрос прорабатывается совместно с Агентством по защите и развитию конкуренции, НПП «Атамекен», участниками сферы обращения лекарственных средств. Кроме того, приказом Министра здравоохранения внесены изменения в Правила регулирования, формирования предельных цен и наценки на лекарственные средства, а также медицинские изделия в рамках ГОБМП и в системе ОСМС по определению критериев по формированию проекта перечня лекарственных средств, подлежащих ценовому регулированию для оптовой и розничной реализации.
Источник: Ndda.kz