Министерство здравоохранения РК разработало новые Правила осуществления изъятия и отзыва продукции (товара), не соответствующего требованиям техрегламентов и санэпидем нормам.
В Национальную палату предпринимателей «Атамекен» обратились девять крупных ассоциаций предпринимателей с несогласием ввода новых мер оперативного реагирования - «Отзыв несоответствующей продукции», который создает множество барьеров для бизнеса. Например:
- обязует субъекты внутренней торговли и товаропроизводителей за счет собственных средств идентифицировать партию и количество реализованной контрагентам отзываемой продукции по товаросопроводительным документам и товарно-транспортным накладным;
- оповещать всех контрагентов об отзыве продукции;
- организовать пункты приема отзываемой продукции;
- предусмотреть логистические и иные условия отзыва.
Контрагенты теперь обязаны возвратить продукцию либо самостоятельно устранить нарушения. Неисполнение требований по отзыву продукции является основанием для административной ответственности.
В мировой практике отзыв продукции производится бизнесом добровольно без мер государственного контроля.
Принудительные меры к отзыву в соответствии с конституционной практикой (пункт 3 статьи 26 Конституции РК) должны применяться только по решению суда, т.к. это связано с правом частной собственности и не только производителя, но и дилера или другого реализатора, которому продукция передана для распространения.
Также, новая редакция Кодекса позволяет органам санэпиднадзора единолично принимать решения не только по отзыву и изъятию продукции, но и приостанавливать производство без возбуждения административного производства. Так, нарушается право на свободу предпринимательской деятельности, которые тоже гарантированы Основным законом (пункт 4 статьи 26 Конституции РК).
Позиция НПП «Атамекен»
Основной докладчик заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Директор Департамента технического регулирования Жазира Шуйкебаева сообщила, что введение этих мер Министерство здравоохранения начало в прошлом году при разработке пакета изменений и дополнений в Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения».
Весь период разработки проекта, НПП «Атамекен» неоднократно указывал на эти проблемы, обращаясь во все заинтересованные государственные органы. Однако, на данный момент с их стороны каких-либо мер по устранению барьеров для «основного драйвера экономики» не предпринято.
Это норма влечет финансовую, логистическую и организационную нагрузку на отечественных товаропроизводителей и торговые организации. Так, увеличится число проверок субъектов бизнеса и бюрократия в Министерстве здравоохранения, которая в первом квартале 2024 года уже возросла в восемь раз по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом.
Стоит отметить, что подобные меры допустимы, но исключительно на краткосрочный период для локализации угроз конституционному строю, здоровью и жизни населения. Но окончательное решение должен принимать суд. Такой нормы в законе не заложено.
Мнения отраслевых ассоциаций
Представитель Ассоциации торговых предприятий Жибек Ажибаева:
«Контроль и надзор по закону является прерогативой государственных органов, а Министерство здравоохранения сейчас передает свои полномочия бизнесу.
Абсолютно неправильно, что эти изменения вносятся внутренним распоряжением, а не законодательно. Я считаю, что это абсолютно неправильно. Тем более, что финансовые издержки не возмещаются», - говорит Ажибаева.
Также она указала на то, что в стране нет таких больших складов временного хранения, а обязательства по утилизации не определены.
Представитель Масложирового союза Казахстана Констатин Невзоров указал на проблему параллельного импорта:
«Ответственность за несоответствующий стандартам товар завезенный параллельным поставщиком привлекаться будет официальный дистрибьютер, потому что официально этот товар принадлежит ему».
По мнению Невзорова, это повлечет за собой множество судебных разбирательств среди товаропроизводителей и контрагентов. При этом, неясно за чей счет будет выплачиваться компенсация за различные издержки.
Также, он рекомендует Министерству здравоохранения законодательно усилить роль «изъятия», чтобы добавить оперативности мерам реагирования.
Что предлагает бизнес?
Все свои решения и рекомендации Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции запротоколировал и направит в государственные органы.
Первым делом, Совет намерен обратиться к Генеральной прокуратуре и Уполномоченному по правам человека, который наделен полномочиями обращения в Конституционный Суд.
Министерству здравоохранения рекомендуется отменить антиконституционный приказ Министра здравоохранения от 28 июня 2024 г. №39 об утверждении Правил и выработать изменения, согласованные с бизнес-сообществом.
Министерству юстиции предлагается инициировать включение в План законопроектных работ Правительства на 2025 год изменение ст. 82 Предпринимательского кодекса, предусматривающее обязательное проведение анализа регуляторного воздействия при введении нового регуляторного инструмента и (или) требования или ужесточении регулирования в отношении субъектов предпринимательства.
Источник: Atameken.kz